4

С какого возраста и сколько давать карманных денег ребёнку?

Девочка прищепляет доллары к верёвке

Сегодня поговорим о том, когда начинать выдавать наличность вашему ребёнку и в каком размере. В этом вопросе, в каждой семье существуют разные мнения, я поделюсь с вами, мои читатели, своим мнением и опытом.

Итак, прошлый раз мы определились, что карманные деньги ребёнку давать надо.

В разном возрасте у ребёнка разное понимание денежного вопроса, разные навыки и цели использования денег. К тому же, финансовые возможности родителей также не одинаковы. Поэтому и выдавать карманные деньги надо дифференцировано.

Возраст ребёнка и размер карманных денег

Дошкольник

В этом возрасте нет необходимости в карманных деньгах. В детском саду детям нечего и негде покупать. Ребёнок ещё маленький и в магазин ходит с родителями.

Но, как я говорила в прошлой статье, навык покупок и обращения с деньгами не возникает вдруг, его надо получить.

Родители должны позаботиться о том, чтобы дети постепенно вовлекались в процесс покупки и умели обращаться с деньгами.

Как это сделать?

Начинайте постепенно. Берите ребёнка с собой в магазин, комментируйте то, что вы делаете:

  • возьмём хлеба,
  • теперь идём за молоком,
  • достань вот эту шоколадку к чаю и т.д.

Ребёнок уже участвует в процессе.

Рассчитываясь у кассы, также проговорите свои действия:

  • всего мы купили на 200 рублей,
  • я подала кассиру 500 рублей,
  • сейчас мне дадут сдачу.

Таким образом, вы не учите ребёнка, вы просто знакомите его с процессом, делаете его частью процесса, а это самый простой способ обучения.

Когда ребёнок понял весь процесс совершения покупки – попросите его купить что-то самостоятельно. Вы оплачиваете все покупки, а свою покупку он оплачивает отдельно:

  • сынок, возьми йогурт на завтрак (позвольте ему выбрать йогурт),
  • йогурт стоит 25 рублей, вот тебе деньги – 50 рублей,
  • рассчитайся за йогурт сам, ты мне очень поможешь,
  • не забудь, взять сдачу, ведь йогурт стоит меньше, чем 50 рублей,
  • молодец, спасибо, ты мне очень помог!

Таким образом, ребёнок совершает первую покупку под вашим контролем, он проходит весь процесс покупки и у него закрепляется этот навык. И не забывайте похвалить малыша за смелость и помощь 🙂

Я делала именно так. Несколько раз сын покупал разные мелочи под моим присмотром, а когда научился делать это «на отлично», я разрешала ему делать простые самостоятельные покупки: купить хлеб, сметану, молоко.

Если оставалась сдача, я разрешала ему купить то, что он хочет, на остаток. Разумеется, остаток был небольшой. Это тоже очень полезно, потому что он начал считать, сколько стоят обязательные покупки, сколько у него будет сдачи и что он может на эту сдачу купить для себя.

⇒ Школьник

Когда ребёнок пошёл в школу, ему уже требуются деньги для личного пользования. В нашей Гимназии был буфет, где можно было купить бутерброд, сок, чай, булочку, вафли, печенье.

Не всегда оплаченные родителями завтраки нравятся детям. Иногда они просто не могут их кушать. Например, мой сын терпеть не может столовские супы и каши, колбасу с жиром, а именно жареная колбаса с жиром частенько входила в школьный завтрак. В школе, кушать дети очень хотят, и буфет всегда пользуется у них популярностью.

Безусловно, горячее питание полезнее, но если речь идёт о выборе между ничего не есть и купить булочку с чаем, то я делала выбор в пользу булочки.

Нужны карманные деньги, когда ребята всем классом едут в зоопарк, идут в театр или в кино. Оплата проезда, билеты, пирожное в буфете. Детям интересно всё, а младшим школьникам, порою в театре буфет интереснее самого спектакля. И не потому, что спектакль плохой, а потому, что в буфете они проявляют свою самостоятельность на глазах у сверстников — взрослое поведение (товарно-денежные отношения с буфетчицей) 🙂

Когда ваш ребёнок хорошо освоился с устным счётом, поручайте ему делать ежедневные покупки для семьи: хлеб, молоко. Иногда, пишите список покупок, чтобы он учился выбирать нужный товар из немалого ассортимента магазина.

Сколько давать денег?

В каждой семье вы сами определяете возможную сумму на карманные расходы. Это зависит от ваших доходов, истинных потребностей ребёнка и здравого смысла.

Тут, без фанатизма! Слишком много денег не пойдёт на пользу, т.к. вызовет зависть у друзей, гордыню и заносчивость у ребёнка и ещё, он не научится планировать бюджет, у него не будет потребности считать деньги, ведь их много.

Чем старше школьник, тем больше его потребности и больше ваше доверие к нему. Он уже хорошо понимает, на что он может тратить свою наличность, когда и сколько он может придержать, чтобы накопить на что-то, что ему нужно.

Обязательно обсуждайте все вместе ваш семейный бюджет, чтобы ребёнку было понятно, куда и сколько денег расходуется в семье, сколько и на какие нужны он получает деньги от родителей.

Выдача денег не должна быть по первому требованию. Старайтесь делать это систематически, одинаковыми суммами. Младшим школьникам лучше выдавать наличность 1 раз в неделю. Старшим – 1 раз в месяц. Таким образом дети могут планировать свои траты так, чтобы им хватило до «следующей зарплаты».

⇒ Подросток

В общем-то, это тоже школьник, но уже не совсем ребёнок. Это важный и сложный переход во взрослое состояние. Потребности растут, но и отношение к деньгам меняется.

Ваша задача не вырастить потребителя, который только и научился, что клянчить деньги у родителей. Подросток должен понимать, что вы в семье можете себе позволить, а что нет.

Очень хорошо, когда дети стремятся зарабатывать сами. Закон позволяет это делать с 14 лет. Мой сын первую зарплату получил за работу в трудовом отряде, который организовала Гимназия. 3 недели работы летом, на школьном участке и первые 2500 руб. заработанные своим трудом.

Эти деньги он тратил очень бережно, он понял, как они  достаются. Это хороший воспитательный момент. Кстати, работали наши дети официально, по договору, им завели трудовые книжки, пластиковые карты – всё, как положено взрослым работягам.

Не забывайте, что в этом возрасте у детей много соблазнов. Ваш умеренный родительский контроль очень важен. Но никакой контроль не убережёт ребёнка от необдуманного поступка лучше, чем доверительное общение с родителями, когда вы общаетесь, предостерегаете и объясняете заранее, к чему приводят некоторые поступки.

А для того, чтобы ваши дети вас услышали, берегите их доверие.

Платить ли за хорошие оценки, или работу по дому?

Однозначно – нет. Хорошая учёба в школе, это не способ получения денег, это обязанность вашего чада и он должен это понимать.

Если вы решили поощрять его пятёрки, то приготовьтесь к тому, что от вас начнут скрывать плохие отметки, а пятаки будут получать всеми возможными и невозможными способами. Может получиться так, что при «отличной учёбе» ваш ребёнок не сможет сдать выпускные экзамены. Ведь он всё время не учился, а «зарабатывал» деньги зачастую прямой фальсификацией.

И не стоит быть уверенными в кристальной честности своего ребёнка. Не забывайте, это всего лишь ребёнок и он постарается найти выгодный для него способ заполучить обещанное вами вознаграждение. И в данной ситуации, вы его провоцируете на изворотливость и детскую хитрость.

Тоже касается и домашних обязанностей. В семье, у всех её членов есть свои обязанности и у ребёнка тоже. Неэтично платить ему за то, что он и так должен делать, вносить свой вклад в общее дело.

Если он свои обязанности не выполняет, вам придётся искать другие способы воздействия, но не деньгами. Вы же понимаете, что он без рубля и шагу не сделает.

К тому же, как он будет жить своей семьёй? Помните, он не измениться в один миг. Вы сами того не замечая, вырастите человека, у которого будут проблемы в его семье.

На этом всё. В следующей статье разберёмся, как научить ребёнка распоряжаться карманными деньгами.

Оставайтесь на связи.

Желаю вам счастья и любви!

P.S. Поделитесь этой статьёй с друзьями, кликайте на кнопки соц.сетей. Напишите ваше мнение в комментариях. Спасибо.

P.P.S. Запишитесь на онлайн консультацию, получите помощь в общении с вашим ребёнком. Дети быстро реагируют на всё, что происходит с ними и вокруг них. У вас не так уж много времени на поиск нужных решений, время уходит, а вместе с ним и ваши возможности гармоничного воспитания ребёнка.

комментария 4
  1. Светлана
    21 декабря 2014 в 22:22 Ответить

    Мне еще только предстоит через несколько лет выделять «карманные деньги», я с удовольствием прочитала статью, очень познавательно, тем более что я уже не раз задавалась этим вопросом. Я для себя тоже как-то так и рассчитывала распределение денежных средств — главное не перестараться, чтобы не испортить ребенка.

    1. 23 декабря 2014 в 11:14 Ответить

      Конечно, Светлана, главное, не перестараться. Во в сём нужен здравый смысл. Спасибо за комментарий. Успехов Вам! *ROSE*

  2. Татьяна
    21 декабря 2014 в 18:56 Ответить

    Мой Женя получает карманные деньги, как только в школу пошел. Правда, карманными их назвать нельзя. Иногда звоню сыну, чтоб хлеба купил по дороге, иногда ещё чего. Знаю, сын на лишнее не потратит, потому оставляем ему с папой достаточные суммы. Если пирожное там купить, диск какой с игрушкой, новую гелевую ручку, наклейку на велик — мы не запрещаем. Сын ориентируется в семейном бюджете, понимает что для семьи дорого, а что себе можно позволить, и как часто. Я довольна. Может, ребёнок рано повзрослел, но, мне кажется, каждому приятно доверие…

    1. 21 декабря 2014 в 19:05 Ответить

      Ну почему же нельзя, Татьяна? Это они, карманные деньги и есть. Вы включаете в выделенную сумму деньги на покупки для всей семьи. Ребёнок учится обращаться с деньгами, помогает семье. Особенно здорово, что и ему, и маме с папой это нравится! *THUMBS UP* И не думайте, что сын рано повзрослел, он просто ответственно относится к финансам и интересам семьи и всё это в меру своего возраста. Спасибо, что поделились своим семейным опытом, Татьяна! *ROSE*

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку, Вы даете свое согласие на обработку своих персональных данных